Фрагмент для ознакомления
1
Содержание 2
Введение 3
Проблема воспитания подростков, и в частности, проблема возможностей формирования неконфликтного поведения у подростков, изучалась многими авторами. Например, А.Я. Анцупов и А.И. Шапилов, обобщая результаты различных исследований и практического опыта, выделяют факторы, оказывающие влияние на процесс успешного разрешения конфликтов; Ф. Райс и К. Долджин опираются на идею о том, что в процессе коррекции межличностных отношений подростков важно учитывать в первую очередь эмоциональный компонент. 4
Как теоретические исследования, так и практика воспитания показывают, что в основе многих проступков и преступлений подростков лежат конфликты со сверстниками и взрослыми. В этой связи изучение возможностей регулирования межличностных взаимоотношений подростков в коллективе класса является актуальной социально-педагогической проблемой. 4
1 Взаимоотношения подростков как социально-педагогическая проблема 6
1.1Особенности межличностного общения в подростковом возрасте 6
1.2 Основные факторы, влияющие на развитие межличностных взаимоотношений подростков 17
2 Работа социального педагога по регулированию взаимоотношений подростков в классном коллективе 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Результаты диагностики 29
2.3. Разработка тренинга по устранению трудностей в общении у подростков 33
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение 1 44
Социометрическая матрица 8 «А» класса 44
4.Алексей Г. 44
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подростковый возраст имеет очень важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся образований и возникновением новых, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. Все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Поэтому подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический.
Так как ведущей деятельностью в этом возрасте становится интимно-личностное общение, то любая форма отчуждения вызывает тяжелые переживания подростка, остро и длительно ограничивая его социально-психологические потребности в общении и признании сверстниками. Эмоциональная сфера подростка пока еще неустойчива, так что в ситуации нарушения взаимоотношений со взрослыми возможны всплески эмоций и неуправляемость настроения, уход из дома в среду сверстников, где он может быть не всегда принятым. Здесь возникают многие психогенные проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная, отвержение ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других, острая потребность в признании, самоутверждении.
Проблема воспитания подростков, и в частности, проблема возможностей формирования неконфликтного поведения у подростков, изучалась многими авторами. Например, А.Я. Анцупов и А.И. Шапилов, обобщая результаты различных исследований и практического опыта, выделяют факторы, оказывающие влияние на процесс успешного разрешения конфликтов; Ф. Райс и К. Долджин опираются на идею о том, что в процессе коррекции межличностных отношений подростков важно учитывать в первую очередь эмоциональный компонент.
Как теоретические исследования, так и практика воспитания показывают, что в основе многих проступков и преступлений подростков лежат конфликты со сверстниками и взрослыми. В этой связи изучение возможностей регулирования межличностных взаимоотношений подростков в коллективе класса является актуальной социально-педагогической проблемой.
Учитывая актуальность данной проблемы, необходима социально-педагогическая работа по регулированию межличностных взаимоотношений подростков в коллективе класса. С этой целью мы изучили подходы многих авторов. Существенное значение для данной работы имели положения и идеи А.В. Петровского о формировании чувства одиночества, А.Я. Анцупова о влиянии возрастных особенностей на социометрический статус в группе, И.В. Дубровиной о проблеме агрессивного поведения, Л.И. Божович о неудовлетворенности потребности в общении и других.
Цель исследования: охарактеризовать основные трудности в общении подростков и разработать пути для их устранения.
Объект исследования – взаимоотношения подростков в коллективе класса.
Предмет исследования – трудности в общении подростков в коллективе класса.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать особенности межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте;
2. определить основные факторы, влияющие на развитие межличностных взаимоотношений подростков;
3. проанализировать влияние коллектива класса на развитие межличностных взаимоотношений подростков;
4. охарактеризовать основные методы исследования межличностных взаимоотношений подростков в коллективе класса;
5. провести исследование межличностных взаимоотношений подростков в коллективе класса;
6. разработать программу социально-педагогического регулирования межличностных взаимоотношений подростков в коллективе класса.
Методы исследования: теоретический и сравнительный анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы; систематизация и обобщение найденных источников; комплекс диагностических методик и методы группового взаимодействия; метод обобщения и систематизации фактов и явлений; метод структуризации фактического материала; методы количественного и качественного анализа.
Научная новизна исследования состоит в следующем: определены основные факторы, влияющие на развитие межличностных взаимоотношений подростков; представлены результаты исследования, доказывающие необходимость социально-педагогического регулирования взаимоотношений подростков в коллективе класса.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке программы социально-педагогического регулирования взаимоотношений подростков в коллективе класса. Обобщенные положения и выводы могут быть использованы в практической работе педагога социального, педагога-психолога, классного руководителя и других специалистов учреждений образования для повышения компетентности в области теории, касающейся проблемы взаимоотношений подростков со сверстниками, а также как возможный вариант работы с подростками в классных коллективах.
1 Взаимоотношения подростков как социально-педагогическая проблема
1.1 Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Подростковый возраст охватывает период от 11−12 до 15−16 лет и является одним из самых сложных. Этот возраст считается кризисным, поскольку в организме ребенка происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны жизнедеятельности. Они наблюдаются на физиологическом уровне, выражаясь в так называемой «гормональной буре»; на уровне развития познавательных интересов, качественного роста интеллекта и способностей. Меняется и социальная ситуация развития, которая в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной жизни. Духовная и физическая жизнь подростка перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне [1, с. 152].
Одним из ключевых отличий подросткового периода развития можно назвать то, что в этом возрасте человек впервые осознанно начинает ставить перед собой задачи саморазвития, становится одновременно субъектом и объектом собственного развития, активным автором собственной жизни. У него развиваются самосознание и рефлексия, и, как писал Л.С. Выготский, «с формированием самосознания в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка» [4, с. 179].
Развитие подростка сопровождается такими возникающими новообразованиями, как рост и совершенствование самосознания, понятийного мышления, появление «чувства взрослости» и широкого диапазона социальных потребностей.
Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается.
Украшения подростков, стиль их причесок, музыка и даже ненормативная лексика символизируют дистанцированность от родителей и всего того, что связано с миром взрослых. При более внимательном рассмотрении роль этого отрицания становится понятной. Для подростков главная привлекательность взрослости состоит в возможности неподчинения, свободе от детской зависимости. Они еще не очень понимают, что любая свобода имеет обратную сторону – ответственность. Поэтому именно в неподчинении, отвержении законов жизни взрослых им видится доказательство своей собственной взрослости [3, с. 38]. Взрослость проявляется и в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения) [4, с. 23].
Подростковый возраст характеризуется неоднозначностью в определении ведущей деятельности, но преобладающими являются позиции Д.Б. Эльконина (интимно-личностное общение) и Д.И. Фельдштейна (общественно-полезная деятельность. Общение подростка со сверстниками по уровню значимости занимает ведущую позицию.
По мнению Д.Б. Эльконин, именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода − найти свое место в обществе, быть «значимым» − реализуется в сообществе сверстников [32, с. 246].
В этом возрасте начинают появляться настоящие дружеские отношения, возникают неформальные компании, возрастает активность и избирательность в выборе предпочитаемого круга общения. Принадлежность к какой-либо группе (хотя бы и состоящей из двух людей) становится в подростковом возрасте особенно важной. Меняется характер оценки окружающих, она становится более критичной, максималистской и, в то же время, избирательной [18, с. 46].
В.А. Аверин говорит о том, что общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя, именно общение помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством него усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит в школе удовлетворяющего его общения, он психологически «покидает» ее, и настоящая его жизнь, его интересы оказываются за ее стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план [1, с. 313].
В подростковом возрасте социальные взаимоотношения приобретают особую важность. Взаимоотношения трактуются как личностно значимое эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние, субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. Взаимоотношения обязательно предполагают взаимность, наличие ответного отношения.
На основе взаимоотношений у подростков складывается система социального взаимодействия, «связанная с циклической причинной зависимостью, при коей поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных» [7, с. 72].
Фрагмент для ознакомления
3
Заключение
Подростковый возраст характеризуется разнообразными и глобальными изменениями, как в физиологической, так и в социальной области. Наиболее серьезными социально-личностными преобразованиями в этом возрасте являются: формирование идентичности, развитие самосознания и Я-концепции, адекватной самооценки, преодоление эгоцентризма и другие. Ведущей потребностью подростков становится интимно-личностное общение со сверстниками. Поскольку эмоциональная сфера подростков неустойчива, то возможны всплески эмоций и неуправляемость настроения. Зачастую это выражается в конфликтах подростков не только со взрослыми, но и со сверстниками.
В подростковом возрасте происходит переориентация с общения со взрослыми на более тесные контакты со сверстниками. В процессе общения со сверстниками у подростков формируются те ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослому. Потребность во взаимоотношениях у подростков развита по-разному: одни стремятся принадлежать к своей компании и болезненно переносят одиночество, другие наоборот предпочитают находиться наедине с собой, избегая шумных компаний. Именно во взаимоотношениях со сверстниками подросток ощущает себя личностью, формирует свою самооценку, социализируется, усваивает нормы и ценности общества, приобретает социальный опыт.
На характер взаимоотношений подростков в коллективе класса одинаково сильное влияние оказывают внешние (средства массовой информации, семья, статус подростка в коллективе, экологические факторы, а так же роль педагога в деятельности коллектива) и внутренние (биологические факторы, особенности характера и темперамента подростка, уровень социализации и ценностные ориентации) факторы. Учет данных групп факторов необходим в процессе регулирования межличностных взаимоотношений подростков, так как дает возможность повысить уровень развития взаимоотношений в подростковом коллективе, а так же мотивировать учащихся к совместной деятельности.
На межличностные взаимоотношения подростков особое влияние оказывает коллектив класса, так как в нем присутствуют разрозненные группировки, проявляется агрессивное поведение, а так же здесь подросток может иметь определенный социометрический статус. В классном коллективе может происходить борьба за лидерство и первенство, что отрицательно влияет на взаимоотношения подростков. Еще одной проблемой, заслуживающей в настоящее время особого внимания, является наличие в классе подростков-«жертв», что ведет к этих ребят к нежеланию общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
В процессе исследования межличностных взаимоотношений подростков в коллективе класса необходимо использовать комплекс методов общей и специфической направленности, что позволит получить объективные и достоверные результаты. Данные методы исследования характеризуют персональное отношение подростков к сверстникам, их положение в системе межличностных взаимоотношений, психологическую атмосферу в классе, а также уровень конфликтного поведения в коллективе.
Результаты исследования показали, что в классных коллективах наблюдается большое количество подростков с низким социальным статусом, что может сказаться на их самочувствии, успеваемости, приводить к деструктивному поведению. Кроме того выявилось, что большинство учащихся школьных классов относят психологическую атмосферу в коллективе к среднему уровню. Это свидетельствует о зависимости удовлетворенности атмосферой от ситуации, в которой находится группа. Если говорить о предрасположенности классных коллективов к конфликтному поведению, то можно сделать вывод о том, что класс конфликтен, так как преобладающими стратегиями поведения в конфликтной ситуации являются соперничество, приспособление и избегание. Большинство исследуемых подростков не интересуются происходящими процессами в своем классе.
Список использованных источников
1. Аверин, А.В. Психология детей и подростков: учеб. пособие / А.В. Аверин. − 2-е изд., перераб. − СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. − 379 с.
2. Бодалев, А.А. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев. − М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014. − 640 с.
3. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.Н. Волкова. − М.: ВЛАДОС, 2014. − 366 с.
4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 2014
5. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2015. – 880 с.
6. Горелова, Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности / Г.Г. Горелова // Педагогика. − 2014. − № 6. − С. 61 – 66.
7. Громыко, В.Н. Основные формы проявления деструктивного поведения подростков в коллективе сверстников / В.Н. Громыко // Дни студенческой науки: материалы XL студ. науч.-практ. конф., Гомель 4-5 мая 2011 г. В 2 ч. / Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины; редкол.: О.М. Демиденко, Р.В. Бородич [и др.].– Гомель, 2011. – С. 61 – 62.
8. Громыко, В.Н. Основные причины конфиктов подростков в коллективе сверстников / В.Н. Громыко // Студент и наука: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Магнитогорск, 17-19 апреля 2013 г. В. 3 ч. / Магниторский государственный университет, 2014. – Ч. 3. – С. 142 − 143.
9. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
10. Дугина, М.В. Групповая сплоченность − феномен слаженного взаимодействия / М.В. Дугина // Псіхалогія. − 2012. − № 4. − С. 47 – 52.
11. Егорычева, И.Д. Ценностные ориентации как отношение подростков к миру и методика их диагностики / И.Д. Егорычева // Мир психологии. – 2011. − № 4. − С. 182 – 196.
12. Ермаков, И.Д. Опыт органического познания ребенка / И.Д. Ермаков, С.Ф. Сироткин. − Ижевск: ERGO, 2009. − Т.1. – 464 с.
13. Ефимкина, Р.П. Детская психология / Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 40 с.
14. Зубаренко, Е.В. Педагогические особенности общения в подростковом возрасте / Е.В. Зубаренко // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. – № 12. – С. 34 − 38.
15. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2008. − 240 с.
16. Комарова, А.В. Конфликты и взаимодействия / А.В. Комарова, О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 128 с.
17. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
18. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. − М.: Смысл, 2009. − 423 с.
19. Лесун, Л.И. Агрессивное поведение подростков / Л.И. Лесун, Л.В. Шклярова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2012. − № 12. − С. 22 – 25.
20. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 896 с.
21. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик. − М.: Издательский центр «Академия», 2004. − 304 с.
22. Панцырь, С. Внутриличностные конфликты трудных подростков с точки зрения теории ролей / С. Панцырь // Журнал практического психолога. – 2012. − № 6. – С. 101 − 112.
23. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / А.В. Петровский. − М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
24. Петровский, А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства / А.В. Петровский // Вопросы психологии. −1980. − № 2. − С. 29 – 40.
25. Рогова, Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью / Е.Е Рогова // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 39 − 46.
26. Терехина, Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития / Н.В. Терехина // Психологическая наука и образование. – 2010. − № 5. – С. 43 − 50.